5-й президент Украины Петр Порошенко впервые после поражения, и как следствие окончательной потери власти, дал большое интервью. Пообщаться с экс-гарантом получилось у журналистов “Украинской правды”. Первая часть беседы опубликована как в текстовом, так и в видеоформате.
Сразу заметно, что Петр Порошенко очень сильно изменился в своем поведении, в манере общения. У него уже нет той уверенности и чести, как до выборов, он выглядит растерянно, будто до сих пор не осознав ситуации, в которой оказался.
Разговаривать Петр Порошенко стал очень осторожно, регулярно добавляет, как он с уважением относится ко всем, тщательно подбирает слова, избегает прямых вопросов, зачепляють тему его причастности к коррупции, отвергает все обвинения. Он стал заметно менее наглым, но все равно позволяет себе перебивать журналистку в неудобных для него моментах. Заметно злится, когда речь заходит о некоторых фамилиях. Похоже, что допросы в ГБР уже оставили отпечаток на экс-президенте, ведь адвокаты явно поработали с ним над тем, что и как говорить можно, а что – нет.
Итак, разберем ключевые моменты интервью Петра Порошенко после фиаско на выборах.
1. Голоса украли, устраивались провокации
“Могу ли я сказать, что была работа против нас? Была. Была работа против нас полиции. Была работа против нас организованных групп, вроде Шария, организованные изнутри страны.
Удалось ли им нам помешать? Нет. Потому что мы имеем поддержку людей. Столько, сколько защитили, столько и есть.
На сколько объективно мы могли претендовать? Гораздо больше”.
Порошенко изначально поражает тем, что обвиняет кого-то в “краже” голосов и обвиняет так называемые демократические силы в том, не объединились. По сути, обвиняет всех, не помогли ему удержаться у власти.
По провокаций, то как кость в горле у него стоят активисты партии Анатолия Шария, которые регулярно посещали его митинги с красными воздушными шариками. Более того, он заявил, что Шарий действовал совместно с Зеленским и даже на заказ нового президента, чтобы испортить его рейтинг.
Странно звучит и то, что Порошенко заявляет, что полиция была не на его стороне, а на стороне провокаторов. И это в то время, когда тех же упомянутых активистов Шария били, опрыскивали газом, материли открыто на улицах городов, а полиция бездействовала, даже получив заявления и установив человек. Да и вообще, почему полиция должна быть на стороне какого-то политика и именно его электората?
Об украденных голоса вообще нечего говорить, ведь всем известно – ЦИК полностью контролировалась Порошенко и доказательство этому есть сначала регистрация, а затем снятие с выборов Клюева и Шария по указанию экс-президента.
2. Зеленский и неопытные “слуги народа”
“Зеленский – не Голобородько, и его победа – это технология. Когда больше сотни людей не имеют высшего образования. Когда почти сотня людей были безработными, которые очень давно не работали, не платили налоги, не имеют опыта и прошли только на чувстве людей, “слушайте, давайте дадим Зеленскому шанс”.
Даже со свадебным фотографом, даже с безработной няней, даже … Причем я с уважением отношусь и к фотографу, и к няне … ”
Порошенко считает, что состав партии “Слуга народа” абсолютно непрофессиональной и в парламент завели непонятно кого. Хотя сам экс-гарант включил в список одиозного блогера Полтаву, который ведет “Вата шоу” и постоянно брал его на митинги и публичные выступления.
Понятно, что большим и денежным политикам очень больно проигрывать.
И вообще, последние годы показали, что так называемые “профессиональные политики” гораздо страшнее и опаснее для государства и народа, чем свадебные фотографы в парламенте.
О причинах полного поражения от Зеленского, Петр Алексеевич, похоже, так ничего и не понял.
3. Обида на Гройсмана
“Мы имели общую политическую судьбу. Он был четвертым в моем партийном списке. Наша политическая сила выдвинула его на спикера. Наша политическая сила выдвинула его на премьер-министра.
Завершение моей президентской каденции – это завершается первый этап, когда каждый может выбирать дальнейшую жизнь. Было право у Владимира сделать этот выбор? Было. Или одобряю я этот выбор? Нет.
Я считаю, что с политической точки зрения, это было самоубийство “.
Слова с подтекстом “я ему дал все, а он меня предал”. Действительно, совместный поход в парламент мог бы дать блока “Европейская солидарность” + “Украинская стратегия Гройсмана” более 10%. Это открыло бы путь для создания оппозиции и дало бы больше возможностей на голосование. Поэтому Порошенко и ярости на бывшем партнера.
4. Допросы в Государственном бюро расследований
“Я хочу сейчас твердо подчеркнуть, что никакой повестки, приглашения по одной из адресов – служебной, домашний я не получал. Я твердо убежден, я спросил – мне не направляли”.
Порошенко настаивает на том, что никаких повесток на допрос он не получал, а это все проделки Андрея Портнова. Интересно, что чиновник Януковиче основном информировал общественность о походах Порошенко в ГБР на допросы на своем Telegram-канале.
Судя по всему, возникает вопрос: если никаких повесток не было, то зачем Порошенко все же ходил на допросы в ГБР? Потому что о повестки написал Портнов? А если Портнов напишет, что Порошенко убежал в Россию как Янукович, то он тоже это сделает? В чем логика слов и действий Порошенко – непонятно, ведь они не совпадают абсолютно.
Что касается самого предмета допроса – продажи “Ленинской кузни”, которая принимала заказ “Укроборонпому” и якобы является участником хищения оборонного бюджета. Завод был продан Сергею Тигипу за 300 млн.
В этом вопросе еще более смешно выглядит позиция Порошенко. Он снимает с себя всю ответственность и причастность к продаже и сваливает все на наемных специалистов, которые этим занимались. И вообще, он ничего не помнит, ничего не знает, и ни при чем. Позиция понятна. Адвокаты хорошо поработали с 5-м президентом.
Короче говоря, сначала Порошенко гордится, что у него единственного было политическая воля и он сделал хорошую судебную реформу и реформу правоохранительной системы, а затем жалуется на то, что эти преобразования прошли плохо и теперь он от них страдает.
Все 5 лет президентства Порошенко эксперты, гражданское общество, западные партнеры, одним словом – все говорили о необходимости проведения полной очистки и перезагрузки судебной ветви власти. Однако тогда гарант решил систему переделать под себя – в этом и заключалась вся реформа.
Та же ситуация и с ГБР, и с НАБУ, и с другими структурами, которые были призваны положить конец коррупции и дать начало жизни правового государства.
В конце Петру Порошенко не на что жаловаться и некого винить – он стал жертвой своей же системы.